«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» — МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Нет на Свете человека, которому не было бы знакомо имя А. С. Пушкина. Чаще всего Пушкина называют великим русским поэтом. Но немалое место в творчестве этого гения занимают прозаические произведения, в которых автор затрагивает философские и нравственные проблемы, обращается к историческому прошлому России, рисует картины нравов современного ему общества. Значительным вкладом в литературу являются «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». О них я хочу рассказать поподробнее, потому что две повести из них я бы определила как мои любимые произведения в прозе Пушкина.

Повести эти были написаны в 1830 году в Болдино, а напечатали их в 1831 году. Это был уже зрелый Пушкин, много испытавший и осознавший, Наверное, поэтому в них наблюдается широкая амплитуда тематики: изображаются военно-офицерские нравы («Выстрел»), мелкое чиновничество и аристократия («Станционный смотритель»), мелкопоместное дворянство («Метель», «Барышня-крестьянка»), мещанский ремесленный быт («Гробовщик»). Композиционно повести объединяются образом рассказчика, от лица которого идет повествование, что подтверждает достоверность описываемых событий. В этих повестях отражена жизнь пушкинской эпохи: дуэли и амуры, «добрые» соседи и родительское благословение.

Художественные особенности, свойственные для всех повестей, легко найти в двух из них, которые более всех пришлись мне по сердцу. Прежде всего обращает на себя внимание языковое своеобразие. Герои Пушкина говорят тем языком, который характерен для их круга. Сравните: «Что те надо?», «Али ты прозяб? взойди погреться», «Да уж скоро рассвенет» — это речь мужика; а так говорит Бурмин: «Теперь уже поздно противиться судьбе моей...», «В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе...». Такое языковое богатство придает необыкновенную живописность и яркость повестям.

«Повести Белкина» по своему построению напоминают новеллы, для которых характерны внезапные повороты событий и неожиданная развязка. Казалось бы, ничто не предвещало счастливого конца для полюбивших друг друга людей в повести «Метель»... Но! Бурмин оказывается тем самым таинственным женихом. А такое развитие действия всегда завораживает и никого не может оставить равнодушным. Разве не так? Сюжет же «Барышни-крестьянки» вообще напоминает «Ромео и Джульетту»: «господа в ссоре», хотя «слуги друг друга угощают». Но у Шекспира это трагедия, а у Пушкина — легкий водевиль. Тем лучше: приятнее улыбаться, чем лить слезы. Надо радоваться жизни, расширяя свое воображение, пытаясь представить себе лица героев, детали портретов которых даны схематично. Представьте себе «Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу» или Лизу, у которой «черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Ну как, получилось?

А теперь подумайте: ведь все это — динамика сюжета, неожиданные развязки, языковое богатство — заставляет обращаться к «Повестям Белкина» вновь и вновь, хотя прекрасно знаешь содержание каждой.

Я надеюсь, что и вы оцените значимость Пушкина в прозе. И вы выберете для себя произведение у него, которое вам по душе и о котором вам захочется рассказать другим, как мне о моих. А может, вы присоединитесь к моему мнению, полюбив «Повести Белкина».

Популярные сообщения из этого блога

Краткое содержание ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Опис праці Щедре серце дідуся

Твір про Айвенго