«История одного города» - Сказание о шести градоначальницах

Из губернии прибыл рассыльный, забрал самозванцев, посадил их в сосуды со спиртом и увез для освидетельствования. Как только глуповцы узнали о том, что они остались без градоначальника, «немедленно впали в анархию». «И лежал бы град сей и доднесь в оной погибельной бездне, - говорит летописец, - ежели бы не был извлечен оттоль твердостью и самоотвержением некоторого неустрашимого штаб-офицера из местных обывателей».
Анархия началась с того, что глуповцы, собравшись у колокольни, сбросили с крепостного вала двух граждан, перебили стекла в модном заведении, утопили в реке еще двух граждан и разошлись по домам. Но измена не дремала. Честолюбцы решили воспользоваться ситуацией в своих целях. И первыми отозвались женщины.

Ираида Лукинишна Палеологова, бездетная вдова, задумала взять власть. Никто не знал, когда она появилась в городе, очевидно, еще в мрачные времена. Жила она одиноко, питалась плохо, истязала крепостных девок. Когда-то ее покойный муж недолго исполнял обязанности градоначальника, и она посчитала этот факт убедительным доводом: имеет право быть градоначальницей. Пока помощник градоначальника играл в карты, она подпоила солдат из инвалидной команды, вторглась в казначейство, взяла в плен казначея и бухгалтера, обокрала казну и вернулась домой. На следующий день помощника градоначальника схватили и привели в Ираидке, которая требовала признать ее градоначальницей.

Пока Ираида праздновала победу, один штаб-офицер научил авантюристку Клемантинку де Бурбон предъявить свои права, так как ее отец некогда тоже был градоначальником. Она была высокого роста, пила водку, ездила верхом по-мужски. Подговорив солдат из инвалидной команды, она овладела умами мгновенно. Опять глуповцы сбросили с раската двух и утопили двух граждан, разорили модное заведение, освободили из плена помощника градоначальника. Между женщинами произошло сражение. Ираидка, предвидя гибель, «решилась умереть геройскою смертью и, собрав награбленные в казне деньги, в виду всех взлетела на воздух вместе с казначеем и бухгалтером.
Утром все поздравляли друг друга, проливали слезы. Но вести о глуповских беспорядках дошли до начальства. Белено было Клемантинку и ее сообщников арестовать, а глуповцам было запрещено губить людей.

Ревельская уроженка Амалия Карловна Штокфиш когда-то два месяца жила у некоего градоначальника в помпадуршах, и поэтому она стала претендовать на пост градоначальника. Глуповцы, забыв о предупреждении начальства, сбросили двух граждан, но были остановлены именитым гражданином Пузановым. В этом время к толпе подъехала девица Штокфиш на белом коне в сопровождении шести пьяных солдат, которые вели Клемантинку. Приказано было выкатить «три бочки пенного». В этот день Глупов был пьян. Анархия царствовала полная.

Неожиданное обстоятельство изменило жизнь в городе.
Было свежее майское утро. Польские паны, которые поддерживали начинания Клемантинки, у одного из домов увидели парней, мазавших дегтем ворота. В доме этом жила их компатриотка Анеля Алоизиевна Лядоховская. Именно ее кандидатуру решили представить паны, плетя новую польскую интригу.
А глуповцы по-прежнему своевольничали. Лишь сильный дождь заставил горожан на время перестать бесчинствовать. Торжество немки пришло к концу. Глуповцы заперли ее в одну клетку с Клемантинкой. «Ужасно было видеть, - говорит летописец, - как оные две беспутные девки, от третьей, еще беспутнейшей, друг другу на съедение отданы были! Довольно сказать, что к утру на другой день в клетке ничего, кроме смрадных их костей, уже не было!»

Но не огорчились глуповцы, а стали радоваться и поздравлять друг друга. К полудню тревожно стало в городе. В пригородной солдатской слободе появилась Дунька Толстопятая, а в стрелецкой слободе - Матренка Ноздря, которые претендовали на пост градоначальника, потому что не раз бывали у градоначальника «для лакомств Бесчинства этих девиц приводили в ужас глуповских обывателей. Скольких людей опять перебили и потопили, все стали вспоминать грехи каждого. Начались пожары, в которых подозревали виновной Матренку Ноздрю. Амалька переехала в свой заезжий дом. Не сдавалась и не отступалась от задуманного только Дунька Толстопятая. Народ вдруг воспрянул духом и решил спасать себя. Перекрестившись, глуповцы вышли в ополчение против Дуньки. А та укрепилась на клоповном заводе. Тучами выпускала она клопов против осаждающих, которые в ужасе разбегались. Вечером клопы набросились на Дуньку и изъели ее.
Семь дней бесчинствовали новоявленные градоначальницы. В два часа пополудни седьмого дня явился новый градоначальник Семен Константинович Двоекуров.

Популярные сообщения из этого блога

Краткое содержание ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Опис праці Щедре серце дідуся

Твір про Айвенго