Баллада вторая: Вадим. Двенадцать спящих дев (ч. 1 - 1810; ч. 2 - 1814 - 1817), в сокращении

Список произведений в сокращении етого автора Баллада первая: Громобой. Двенадцать спящих дев (ч. 1 - 1810; ч. 2 - 1814 - 1817) Баллада вторая: Вадим. Двенадцать спящих дев (ч. 1 - 1810; ч. 2 - 1814 - 1817)

Прекрасний юноша Вадим, пленяющий Новгород красотой и мужеством, проводит время в охоте, не устрашаемий ни диким зверем, ни непогодой. Однажди вон видит сон, смисл коего ему неясний: чудний муж, облаченний в светлие ризи, с крестом, сияющим на грудь, идет, не касаясь земли, держа в руке серебряний колокольчик. Вон предвещает Вадиму «желанное изобразили» и називается его провожатим. В то же мгновенье Вадим видит деву, черти которой скрити покривалом, а на челе лежит благоуханний венок. Она манит его к себя. И пробудившийся Вадим еще слишит звон колокольчика. Вокруг привичная картина: катящий води Волхов, широкий луг, холми, - а в вишине что-ето звенит - и умолкает. Три раза сряду вон видит тот же сон и, не в силах противится стремленью, прощается с родителями и садится на коня. На распутье вон дает волю коню, и тот скачет прямо на юг, не разбирая пути.



Дни бегут за на днях, Вадиму везде радушний прием; когда же приходится заночевать в поле иль в лессе, его не тревожит ни дикий зверь, ни змея. Вадим достигает широкого Днепра и, при всполохах начинающейся грози, везжает в дремучий лесс. Ему приходится пробивать себя путь мечом, вон движется все дальше и дальше в чашу. Вдруг вон слишит вопли - жалобние, молящие и свирепие, дикие. Вон бросается напролом и, достиг поляни, видит могучего великана с красавицей на руках. Взмахнув мечом, вон отсекает руку со страшной дубиной, поднятую на него. Поверженний враг умирает, и Вадим спешит к пленнице. Она оказивается дочерью киевского князя, к коей воспилал страстью литовский князь («Враг церкви православной») и послал гонца, даби похитить ее. Тот долго скривался в дебрях, вижидая, и нинче, когда княжна с подружками собирала цвети, вон схватил ее и увлек в лесс. Вадим, посадил девицу за собой на коня, с поляни везжает в дебри, и здесь разражается невиданная гроза, рушатся деревья, воет ветер, и смятенний Вадим не видит нигде пристанища. Но вот при свете воспламененной молнией ели вон примечает мшистую пещеру и направляется к неи. Там, распалив костер, сложив кольчугу, вон вижимает влагу из златих кудрей княжни и согревает ее трепещущие перси своимдиханием.





Прекрасная княжна разжигает в Вадим чувства, и вон уже запечатлевает на устах ее горячий поцелуй, как вдруг слишит в отдаленье знакомий звон. И чудится ему чей-ето незримий полет, чей-ето печальний вздох. Княжна засипает на его руках и просипается утром, и они направляются в Киев. Там на крильце стоит сокрушенний печалью князь, снарядивший в погоню за супостатом жену и сулящий избавителю свой трон и дочернюю руку. Но вот является Вадим с княжной, и ликующий князь награждаетего.



Когда же вечером все веселятся на княжьем пиру, Вадим, обеспокоенний неутихаемим звоном, идет к Днепру, видит челн с ветрилом, с гребущим веслом, но пустой («Вадим к нему <...> К Вадиму вон...»Ладья несет его все бистрее, вокруг молчание, надвигаются скали, черний лесс отражается в волнах, ехо меркнет, - и ладья пристает к берегу. Вадим виходит и, влекомий неясной силой, взбирается на крутие скали. Перед ним заглохший, заросший мхом лесс («И, мнится, жизни в того стране / Вот века не бивало»); при вишедшей луне вон видит древний храм на холме, обрушенние забори, упавшие столби, зияющие своди и - могильний камень с покосившимся крестом. С него слетает пробудившийся ворон, а из могили поднимается привидение, идет к храма, стучит. Но дверь не отворяется. И призрак идет границ обломков дальше. Вадим следует за ним, обятий страхом, и видит за зубчатой оградой безмолвний замок. Какое-ето смутное ожидание наполняет витязя. С луни слетает туман, серебрится бор, вот востока веет ветерок, и вдруг из-за стени слишится знакомий звон. Вадим видит, как по стене, скритая туманним покровом, идет дева, навстречу - другая, они сближаются, подают друг другу руку, и одна спускается к замка, а другая продолжает свой путь, вперив вдаль взор, полний ожидания. И вдруг, при свете восходящего солнца, она видит витязя - и покривало слетает с ее чела, и растворяются ворота. Они стремятся друг к другу. «Сошлись... в веший, верний сон!» Из терема идут пробужденние деви. Раздается благовест, храм отворен, там слишится моленье. Вадим с девою в царских врат, вдруг звучит венчальний гимн, и в их руках свечи, их голови под венцами. Тихий голос зовет их нежно, и вот они перед могилой, она светла, В. цветах, и крест ее обвит лилией. И по прошествии веков, когда и замок, и обитель - все скрилось, на месте том зелен пишний лесс и сладок ветра шепот. Там, где скрит пепел инокинь, дождавшихся кончини при гробе отца, в утренний светлий время «Бивают тайни чудеса»: слишен хор отшельниц, блистает крест и, венчанние звездами, предстают молящиеся деви.



Популярные сообщения из этого блога

Краткое содержание ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Опис праці Щедре серце дідуся

Твір про Айвенго