Трагический выбор братьев Половцев (по роману Ю. Яновского «Всадники»)

Сейчас много литературных произведений возвращаются из забвения. Мы открываем для себя имена тех, о ком сегодня говорят «расстрелянное возрождение», тех, чьи пути разошлись с Украиной на Раздорожье истории, чтобы всю жизнь тянуться к родной земле душой и словом. Особенности настоящего еще и в том, что произведения многих Писателей, особенно представителей новейшей украинской волны, требуют нового прочтения, осмысления. Именно к таким шедеврам украинской прозы принадлежит роман Ю. И. Яновского «Всадники», произведение о котором я хочу начать риторическим вопросом самого автора: «Ну скажите, люди, кому из вас болит, что автора много раз жестоко резали хирурги? Кому из читателей интересно, что у автора мозг кипел от мучения, что неумолимая жизнь выливала на его голову ковш за ковшом боль? Что автор умирал под наркозом много раз, отчаянно фиксируя отмирание каждой части тела?..». Как понимать этот вопрос? Какие мысли вызывает реплика?

Думаю, что ответ надо искать на страницах романа «Всадники», анализируя который, П. Тычина сказал, что именно этим романом новейшая украинская литература сдала экзамен на аттестат зрелости. «Всадники» — жемчужина творчества Ю. Яновского. Этот роман о революции и гражданской войне автор писал на протяжении трех лет: с 1932 по 1935 года. Начинается произведение новеллой «Двойной круг», в основе которой шквал событий 1919 года: «В степи под Компаниевкой одного дня августа года 1919 стояла жара, ходили высокие, гибкие столбы пыли, навевался продолжительный дождь, даже ливень, а между этим точились кровавые бои...». Этот август, как говорит автор, имел неслыханный тембр «Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы валили друг друга». От первых до последних строк первая новелла романа держала читателя в постоянном напряжении: автор концентрирует внимание на Отряды Андрея Половца, командира Добровольной армии Деникина, и Аверкия Половца, главного атамана конного казачества столкнулись в степи под Компаниевкой.

Эти братья из одной семье, сыновья старого черноморского рыбака Половца. Талантливому прозаику, «украинскому Гомеру» удалось убедительно рассказать о людской трагедии, вызванной 1917 годом. Андрей - белогвардейский офицер, шовинист по своим убеждениям. Слова, которые срываются с его уст, поражают ненавистью к родному брату и родной земле. Родиной ему стала Россия, а Аверкию он бросает в лицо: «Мазепа проклятый», «петлюровская падаль». Верноподданный служака, воина «за веру, царя и отечество», он нарушил родительское завещание, позвав Аверкия: «Проклинаю тебя моим русским сердцем, именем великой России - матушки...».

Ненависть ослепила глаза Андрею и лишь после упоминания Аверкия о родительском доме и после вопроса «Что тебе вспоминается?» брат ответил: «...отец и его слова: тому роду не будет перевода, в котором братья живут в согласии». Не дрожал голос Аверкия, когда он вскрикнул: «И рубите его, казачество», не говорила совесть, когда черношлычники взялись за карманы порубленного врага, не приходили в голову родительские слова о роде, так как он был уверен в том, что род переведется, государство будет стоять. Еще не развеялся дым первого боя, как налетели махновцы под черным флагом во главе с командиром Афанасием Половцем. По воспоминаниям Мусия Половца мы узнаем, что Афанасий до революции был контрабандистом и уже тогда ему присуща была нечестность и коварность.

Афанасий, как и Андрей и Аверкий, — жестокий, безжалостный. С улыбкой на устах он собственноручно убивает Аверкия, забыв о родительском завещании, проклиная брата «большой ненавистью и судьбой щербатой». У Афанасия другое мировоззрение, чем у Аверкия: «...мы анархию несем на плечах, зачем нам род, не надо государства, не надо семьи, а свободное сожительство». Не успел Афанасий «выкопать приют двум братьям», как за «дождем появилось марево: развернулся издали красный флаг конного отряда интернационального полка во главе с Иваном Половцем. Несколько минут бешеного боя - и уже Афанасий перед Иваном. На родительское завещание Иван ответил: «...не все в роду стоящие… есть пролетарской науки люди, а есть воры и несознательные, враги и наймиты врагов ... род распадается, а класс стоит...». В чем же трагедия братьев Половцев? Все они - сыновья честного рыбака Мусия Половца. И в сложных политических обстоятельствах годов революции и гражданской войны братья стали выразителями разных классово непримиримых групп. Обострение классовых разногласий и предопределяет конденсацию сюжета новеллы, в основе которой страшная жизненная правда: перед отцовским домом брат убивает брата Безусловно, здесь есть определенная гиперболизация, которая предоставляет образам символическое звучание.

Но это символы стиля писателя, и они не ослабляют наше восприятие событий гражданской войны. Идейная направленность новеллы в словах старого Мусия: «Тому роду не будет перевода, в котором братья живут в согласии». И с каждой смертью содержание этого тезиса отрицается, приобретает другие формы и завершается Ивановым: «Род распадается, а класс стоит». Итоги трагедии подводит комиссар Герт: по его мнению, братья Ивана погибли потому, что были одного рода, но не одного класса. Эти слова, возможно, является ключом к пониманию названия новеллы. Может, класс и род - это тот двойной круг, в котором замкнута жизнь пятерых братьев. Выход из этого круга диктуется суровыми законами классовой борьбы. Если это так, то тогда правильной будет и такая мысль: чувство классовой непримиримости выше чувства семейной принадлежности.

В кровавый круг гражданской войны загнали себя братья Половцы. Отрицая отцовское завещание, они стали братоубийцами, предателями, преступниками, жертвами разнообразия идеологий. Такая история, такое закономерное ее развитие по спирали. Существуют и другие мысли относительно названия новеллы. Кое-кто думает, что это борьба правды и несправедливости, добра и зла, правды богатых и правды бедных. И как бы мы не толковали название новеллы, закономерным является одно: не будет крепкого рода - не будет государства.

Род - это часть государства. И хочется верить в то, что в будущем люди станут братьями и по крови, и по духу. Маленький лучик этой надежды светит в конце новеллы: Иван не убивает Сашу, объясняя его принадлежность к проклятым махновцам молодостью. Возможно, от этой ветви возродится род Половцев?! Хочется верить в это. А еще хочется верить в то, что наша независимая Украина не повторит ошибок братьев Половцев, а их позорные поступки воспримет как предостережение для будущих поколений.

Популярные сообщения из этого блога

Краткое содержание ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Опис праці Щедре серце дідуся

Твір про Айвенго