Пляж утиной охоты (Вампилов: Творчество и судьба)

Фантасмагорична первая сцена "Утиной охоты". В квартире Зилова появляется пионер Витя, тезка главного героя, и вручает ему траурный венок с надписью: "Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей". "Появляется официант с подносом. Официант. Итак, товарищи, скинемся. (Ухмыляется.) Нет, вы меня не так поняли. Скинемся на венок. (Бросая монеты на поднос, последовательно проходят Галина, Кузаков, Сяпин, Валерия, Вера, Кушак и Ирина. Бодрая музыка внезапно превращается в траурную. Прожекторы гаснут, музыка обрывается, в темноте слышен звон монет)".

В чем смысл этих поминок по живому, "уверенному в своей физической полноценности" человеку? Что это - дурная шутка обиженных друзей или горькая метафора, обозначающая духовную смерть героя? Кто знает... "Если разобраться, жизнь, в сущности, проиграна" - эта реплика звучит по отношению к Зилову уже в первой, "траурной" сцене пьесы. И сам герой позже "искренно и страстно" скажет жене: "Я сам виноват, я знаю. Я сам довел себя до этого... Я тебя замучил, но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь... Ты права, мне все безразлично на свете. Что-то со мной делается, я не знаю... Не знаю... Неужели у меня нет сердца?.. Да, да, у меня нет ничего - только ты, сегодня я это понял, ты слышишь? Что у меня есть, кроме тебя?.. Друзья? Нет у меня никаких друзей... Женщины?.. Да, они были, но зачем? Они мне не нужны, поверь мне... А что еще? Работа моя, что ли! Боже мой!.. Я один, один, ничего у меня в жизни нет, кроме тебя. Помоги мне!"

Действительно, простые человеческие привязанности давно уже не согревают душу вампиловскому герою. Он равнодушно-цинично говорит об отце, которого не видел уже четыре года: "Посмотрим, что старый дурак пишет", - и, получив телеграмму о его смерти, не спешит на похороны - ему хочется побыть с влюбленной в него Ириной.

К тем людям, что считаются его друзьями, и к дружбе вообще Зилов относится более чем скептически: "Ну вот мы с тобой друзья. Друзья и друзья, и я, допустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся, и я тебе говорю: "Старик, говорю, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой выпить". И ты идешь со мной, выпиваешь. Потом мы с тобой обнимаемся, целуемся, хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки, и откуда взялась моя копейка, на это тебе тоже наплевать. А завтра ты встречаешь меня - и все сначала".

Работа - служба в конторе Зилову тоже давно опротивела. Он и здесь легко идет на обман, подсовывая начальству липовую документацию о никогда не бывшей реконструкции фарфорового завода. Когда-то, возможно, он был способным инженером, теперь же убежденно констатирует: "Брось, старик, ничего из нас уже не будет... Впрочем, я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею".

В отношениях с женщинами Зилов усвоил интонацию вдохновенного ерничества, игры в оскорбленные чувства. Жена Галина давно узнала цену фальшивым "откровениям" мужа, поэтому заявляет ему прямо: "Ни одному твоему слову не верю". Печально, что ту же игру Зилов ведет с искренне влюбленной в него Ириной. Вообще же главный герой, как и все остальное "мужское население" пьесы, из категории "Аликов". Так называет всех знакомых мужчин Вера, вкладывая в это определение иронически-презрительный смысл.

Можно долго сомневаться, действительно ли Зилов искренне переживает из-за того, что "жизнь проиграна", или с удовольствием примеряет на себя маску несчастного страдальца. Вампилов и здесь не дает прямых ответов. Его герой до конца сохраняет двойственность. Примечательно, что драматург предполагал три варианта разрешения конфликта в душе главного героя. Каждый из них мог бы завершить пьесу и придать ей тот или иной смысл. В первом - Зилов приставлял ружье к груди, и трагедия героя измерялась его смертью. Во втором - спасенный друзьями от рокового выстрела герой кричал им в лицо слова горькой правды о них, перекладывая таким образом на их плечи тяжкий груз ответственности за его неудавшуюся судьбу. Такой финал, однако, упростил бы образ Зилова, и Вампилов сделал окончательным третий вариант финала, где главный герой выбирает охоту с Официантом.

Образ официанта Димы и заслуживает, безусловно, отдельного разговора. Дима - своеобразный зиловский двойник, антипод. В отличие от главного героя, он точно знает, что хочет получить от жизни, и идет к своей цели твердо и непреклонно. Он тоже "уверенный в своей физической полноценности человек": всегда подтянут, спортивен, хладнокровен. Спокойно и методично Дима избивает напившегося до бесчувствия "друга", потом у него, решившегося умереть, ловко выторговывает для себя лодку. Именно он заряжает ружье Зилова, определенно подталкивая его к роковому шагу.

Оба героя имеют общую страсть - утиную охоту. Для Зилова она является символом другой, истинной жизни. На протяжении трех действий он собирается на охоту, готовится к ней. Не случайна сказанная им фраза: "Подарите мне остров". Остров, как и утиная охота, - это мир идеальной мечты, другая земля, другой берег, обретенный наконец смысл существования. Для Официанта же охота - это способ убийства, возможность доказать свое превосходство и силу.

"Официант. Ведь это как делается? Спокойно, ровненько, аккуратненько, не спеша.

3илов. А влет! Тоже не спеша!

Официант. Зачем? Влет бей быстро, но опять же полное равнодушие. Как сказать... Ну так, вроде бы они летят не в природе, а на картинке.

Зилов. Но они не на картинке. Они-то все-таки живые.

Официант. Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мертвые. Соображаешь?"

Страшно, что именно такого человека Зилов выбирает своим спутником. При участии Димы идеальная мечта героя об утиной охоте превращается в пародию, лишается романтического ореола.

Финальная сцена - это победа самого темного, что было в Зилове: "Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче... Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем". Зато о многом говорит его "ровный, деловой, несколько даже приподнятый голос", которым он произносит свою последнюю реплику: "Дима?.. Это Зилов... Да... Извини, старик, я погорячился... Да, все прошло... Совершенно спокоен... Да, хочу на охоту... Я готов..."

Сложную жанровую природу имеют две одноактные пьесы Вампилова, которые автор назвал "Провинциальными анекдотами". В них, как и в "Утиной охоте", переплетаются трагическое, комическое, философское, притчевое начала. Герои "Истории с метранпажем" и "Двадцати минут с ангелом" и смешны, и беззащитны, и трогательны, и часто бывают агрессивны в своем невежестве и грубости. Словом, обыкновенные люди, типичные обыватели. Их пугает и озлобляет непонятное: будь то необъяснимая доброта Хомутова, предлагающего первым встречным сто рублей "за просто так", или обладатель таинственной профессии - метранпаж. Озлобленность свою они проявляют по-разному: шофер Анчугин и экспедитор Угаров, "добывающий унитазы для родного города", попросту предлагают надавать новоявленному "ангелу" по шее, а скрипач Базильский и инженер Ступак изощренно издеваются над добрыми помыслами Хомутова, щеголяя собственной эрудицией: "Кто вы такой, чтобы раскидываться сотнями? Толстой или Жан Поль Сартр?.. Может, вы журналист и ищете себе фельетон? А может - новый почин?"

Однако, когда земная природа "ангела" Хомутова становится очевидной и ситуация проясняется, все издевавшиеся над ним персонажи оказываются способными ему по-человечески посочувствовать. Ведь не небожитель же перед ними в самом деле - простой смертный, еще один вампиловский "блудный сын", таким странным образом стремящийся искупить свой грех перед забытой матерью.

Популярные сообщения из этого блога

Краткое содержание ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Опис праці Щедре серце дідуся

Твір про Айвенго