Русский классик рубежа двух столетий

Самым крупным произведением И. А. Бунина, созданным в эмиграции, был роман "Жизнь Арсеньева". Это автобиографический роман, в котором писатель рассказывает о своем духовном развитии, о счастливых и трагических ощущениях бытия. Я с упоением прочла роман. Книгу, которую писатель создавал одиннадцать довоенных лет, я воспринимала как живой организм. Действительно, этим произведением Бунин оставил свой след на земле. Я не могла без восторга читать пятую её часть — о любви, которая и по замыслу, и по воплощению близка к моим любимым рассказам И. А. Бунина из цикла "Темные аллеи".

Трогательно, что эта бунинская вещь — самая откровенная, лирическая. Я ощутила не только лирическую прелесть этого творения, но и постоянное присутствие автора, прошедшего долгий жизненный путь. Разве не восхищает возврат шестидесятилетнего человека в собственное детство и юность — и тут же "скачок" в собственную старость. Ах, как хороша лирическая проза Бунина, в нее легко погрузиться, но из нее трудно выйти. Эта проза действительно влечет за собой. Я почувствовала, читая, что нельзя в этой книге пропустить ни слова, иначе рассыплется целое, нарушится слияние настоящего и прошлого, запечатленное в этом речевом потоке.

Я согласна с мнением, что герой "Жизни Арсеньева" — это как бы сам И. А. Бунин, у которого детство, юность сложились столь благоприятно и гармонично, что он только и занимался тем, что набирал духовные силы.

И я с благодарностью вспоминала свое прекрасное детство, в котором была любима и счастлива рядом с братом и сестрой. Спасибо огромное моей дорогой матери, которая не только подарила мне красоту мира, но первая научила меня любить творчество великого Пушкина и ощущать прелесть народной песни. Она научила меня восторгаться прекрасными явлениями действительности, зажгла искорку в моей душе, которая не дает жить спокойно, поддерживает постоянно костерок духовности, потребность постигать прекрасное.
Я наслаждалась чтением каждой из пяти книг, это была настоящая духовная работа, которая происходила не только в герое, но и во мне, читательнице.
Дом, родители, окружающая природа; первая увиденная смерть; религия; чтение Пушкина и Гоголя; преклонение перед братом Георгием; казенщина и серость гимназии; первые влюбленности, стремление познать мир, первые путешествия. Мне нравится Арсеньев тем, что ему хочется "что-нибудь" выдумать и рассказать в стихах, понять и выразить что-то, происходящее в нем самом.

Пятая книга, на мой взгляд, самая важная в романе Бунина. Развитие в Арсеньеве художника показано через главное событие его юности — любовь к Лике.
Интересен период творческого пробуждения Арсеньева. Изменился его характер: он стал мужественнее, проще, добрее, спокойнее. Идея "вечной неразлучности" с любимым человеком, высказанная героем,— дорога и близка мне, а у Арсеньева вызывала недоумение: "Неужели и впрямь мы сошлись навсегда и так вот и будем жить до самой старости, будем, как все, иметь дом, детей?.."

Как жаль, что Лика полюбила Арсеньева по-настоящему, а он не мог оценить эту великую способность женщины. Жить только ею он не мог, — нашел цель и опору в творчестве. Осуждаю его за то, что, опьяненный творческой свободой, герой увлекался другими женщинами: "Я поэт, а всякое искусство, по словам Гете, чувственно". Печально, что Лика все-таки не была рождена спутницей художника, которая могла бы раствориться в нем, в его жизни, в его интересах, — и постепенно их любовь стала сходить на нет. Эта женщина близка мне своей душевной красотой, верностью любимому, постоянством чувств. Лика страдала. Ушла от него и вскоре умерла. Любовь ушла, оставшись в Арсеньеве в виде памяти: "Так нежно и хорошо я любил тебя, что лучшие минуты этого чувства останутся для меня самыми благородными и чистыми ощущениями во всей жизни".

Прочитав "Жизнь Арсеньева", лучшую книгу Бунина, я поняла, что она стала одной из главных моих книг, незабываемых, очень духовных и красивых.

"Русским классиком рубежа двух столетий" назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение "дворянских гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души. Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк", "На чужой стороне", "На хуторе" и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе "На край света" /1894 г./ автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни.

Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.

В-эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму /размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка/. Так в рассказе "Антоновские яблоки" /1900 г./ показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым "дворянским гнездам". На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.

И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон /"Мелитон"/, которого прогнали плетьми "сквозь строй", потерявший семью. В рассказах "Руда", "Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы": величие жизни и смерти, неувядающая красота природы /"Туман", "Тишина"/. По этому поводу /"О листопаде"/. Горький писал: "Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и не приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу..."

В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, - к повести о деревне /рассказ "Деревня"/. Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы "расовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением.

У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали". "Деревня" - одно из лучших произведений русской прозы начала XX века. В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства /"Суходол", "Последнее свидание"/, и уродливость мещанского быта /"Хорошая жизнь", "Чаша жизни"/, и тему любви, которая часто бывает пагубной /"Игнат", "При дороге"/. В обширном цикле рассказов о крестьянстве /"Веселый двор", "Будни", "Жертва" и другие/ писатель продолжает тему "Деревни". В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих "дворянских гнезд". Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести "Суходол" сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах "Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе "Братья" /написан после поездки на Цейлон/ даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого "туземца" - рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадаете дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть.

В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на "Атлантиде", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско /"новый человек со старым сердцем", по выражению Бунина/ принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные", за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью /коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцыволынщики/, они противостоят аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе "Братья".

Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви - единой и непреходящий ценности /"Грамматика любви"/. Но иногда и любовь несет обреченность и гибель /"Сын", "Сны Ганга", "Легкое дыхание"/. После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно привлекательны женские образы. Любовь - высочайшее счастье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной /"Холодная осень", "Париж", "На чужбине"/. Роман "Жизнь Арсеньева" /1924-28 гг./ написан на автобиографическом материале /тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть/. 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России. Героическая война России с фашистской Германией волновала художника, он любил свою родину.

Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к остро занимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90- х гг. любимой темой стихов была природа /"Листопад"/. Вот образ осени, "тихой вдовой" вступающей в лесные хоромы:

Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой, бaгpяный, Веселой пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной.

Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи "Джордано Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и другие. Даны реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей /"Пахарь", "Сенокос", "На Плющихе", "Песня"/. Бунин был превосходным переводчиком /"Каин" и "Манфред" Байрона, "Крымские сонеты" Мицкевича, "Песня о Гайавате" Лонгфелло; переводы из Шевченко - "Завещание". Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.

Популярные сообщения из этого блога

Краткое содержание ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Опис праці Щедре серце дідуся

Твір про Айвенго