Изложение – Голубой дождь

Дождь не сеялся, не шел, а цедился с неба такими тяжелыми, тугими и густыми цевками, что между ними не вместилась бы ни одна капля. Начинался он где-то за невидимым горизонтом, выплескивался на промокший зеленый луг, покрывая пеной, в прозрачных пузырьках и серебряных брызгах, водой молодую траву и желтые одуванчики.
Через запотевшее оконное стекло, на которое сеялась изморось от разбитых об замшелый забор отвесных ручейков, я не слышал запахов, поэтому приотворил отекшие двери и вместе с влажным туманом и прохладными каплями, которые ударили мне в лицо, ощутил, как пахнет земля, трава, сбитый цвет яблоневых садов и даже вода. Оказывается, она тоже может пахнуть - мокро и разноцветно - горьким копытняком, кислым диким щавелем и ментоловой духотой мяты. Это цветное благоухание щекотало мне ноздри, дурманили голову, трепетно болело сердце.

Я прыгнул из порога прямо в дождь, но - о чудо! - он отступился от моего двора и теперь голубым маревом висел над селом, а село смотрело на меня с высоких холмов окнами красных кирпичных домиков и белых домов через доцветающие кисейные сады. Один из них, тот, что пенился под самым отдаленным крутым холмом, я видел наиболее четко.
Высокая, старая, с почерневшим стволом груша уже отцвела, а яблони - они росли ниже и теснее - еще блестели розово-белыми лепестками. Мне было все это видно ярко и четко, так как дождь был не тускло-серым, а прозрачно-голубым. Голубой дождь! И вдруг на песчаной тропе, которая сбегала с холма через сад к притихшей в самом низу, осевшей на подбитую досками завалинку дома, будто с неба, появился Гений. В темных импортных очках, светло-кремовом джинсовом костюме, с неизменным своим огромным желтым портфелем.

А еще меня поразило, что я не слышу хлюпающего шума ливня. Она не утих, а вокруг мертвела тишина, как в подземелье:
— Гений, откуда ты? - крикнул я.
— Из города. К тебе в гости.
— А чего ты такой молодой?
— Не младше тебя! - захохотал он.

От этого хохота я проснулся. Подбежал к окну. В сквере, как вчера и месяц назад, лежал снег. Деревья чернели на фоне утреннего холодного неба, одинокие прохожие спешили кто куда, и мне слышалось, как у них под ногами поскрипывает утрамбованный на тротуаре перемерзший снег.

Я включил свет, отворил полированную дверцу шкафа и боязливо заглянул в большое зеркало (Ю. Царик; 357 сл.).
Задача к тексту
1. Определить стиль и тип речи.
2. Составить сложный план к тексту.
Ориентировочный план
I. Дождь цедился с неба.
II. Запах воды.
III. Я прыгнул с порога прямо в дождь.
1. Груша отцвела.
2. Появился Гений.
3. Словарный диктант. Записать и объяснить правописание слов.
Перемерзший, огромный, тускло-серый, розово-белый, невидимый, светло-кремовый, завалинка, прозрачно-голубой, доцветающие, неизменный.
4. Установить последовательность предложений.
1. Оказывается, она тоже может пахнуть - мокро и разноцветно - горьким копытняком, кислым диким щавелем и ментоловой духотой мяты.
2. В темных импортных очках, светло-кремовом джинсовом костюме, с неизменным своим огромным желтым портфелем.
3. Дождь не сеялся, не шел, а цедился с неба такими тяжелыми, тугими и густыми цевками, что между ними не вместилась бы ни одна капля.
4. Я включил свет, отворил полированную дверцу шкафа и боязливо заглянул в большое зеркало.
5. Один из них, тот, что пенился под самым отдаленным крутым холмом, я видел наиболее четко..

5. Выписать из текста художественные средства. Объяснить их употребление.
6. По составленному плану изложите текст.

Популярные сообщения из этого блога

Краткое содержание ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Опис праці Щедре серце дідуся

Твір про Айвенго